Лусик А.

Портрет составлен по воспоминаниям сотрудников «Анганак» и рассказам родственников

Мы познакомились с тикин Лусик в 2016 году, когда при спонсорстве армянского мецената из Нью-Йорка Завена Кен Даряна «Анганак» задействовал программу для одиноких престарелых «Шуши». Тикин Лусик сразу привлекла наше внимание, так как отличалась детской непосредственностью, легким, невинным юмором и бесконечно добрыми глазами. Она вошла в число наших бенефициаров по списку одиноких пожилых людей, предоставленного Министерством труда и социальных дел Республики Арцах.

Тикин Лусик родилась в 1934 году в героическом селе Карин Так Шушинского района в трудолюбивой крестьянской семье, в которой было семеро детей: 5 девочек и 2 мальчика. Лусик была вторым ребенком в семье. Она получила 8-летнее образование в деревне и начала работать в 15 лет, чтобы помочь своей семье. Затем переехала в Степанакерт, где приступила на работу в Степанакертскую швейную фабрику в качестве швеи. Позже одна из ее сестер, работавшая медсестрой в одном из Степанакертских медицинских учреждений, когда освободилась должность сестры-хозяйки, пригласила ее работать в ту же клинику.

В 1970-х годах Лусик вышла замуж и переехала в село Ариндж Котайкской области Армении. Это был второй брак ее мужа, у которого до этого скончалась жена, оставив после себя двух маленьких сыновей. Младшему из них было всего 4 года. Таким образом, у Лусик не было своих детей, но она воспитывала детей мужа как своих собственных.

Во время Первой Арцахской войны двое сыновей Лусик ушли на фронт. В 1991 году, потеряв мужа, Лусик вернулась в Арцах, чтобы быть поближе к своим родственникам, и особенно к двум сыновьям.

В 1992 году, после освобождения Шуши, Лусик решила переехать туда, чтобы быть поближе к молитвенным местам — церкви Газанчецоц. Так она и жила, проводя жизнь в молитвах и уповании на Бога. Однако судьба обошлась с ней очень жестоко: сначала на войне погиб ее старший сын, а позже она потеряла и второго сына. Так Лусик осталась одна.

Мы познакомились с Лусик, когда ей было уже 82 года. Несмотря на свой почтенный возраст, она была одним из самых активных бенефициаров «Анганака», участвовала во всех мероприятиях, сама приезжала в офис организации в Шуши, чтобы получить лекарства и продовольственную помощь, часто звонила в офис, чтобы узнать о предстоящих экскурсиях или концертах. В Шуши она находилась под опекой нашей сотрудницы Гюльчоры, а после сдачи Шуши в 2020 году во время последней войны, уже в Степанакерте о ней заботилась Ермония.

Когда мы просматривали на компьютере наши арцахские фотоальбомы разных лет, нам часто попадалась на глаза тикин Лусик — скромная, спокойная, уравновешенная и всегда опрятно одетая. Мы мало что знали о ней, потому что она не любила говорить о себе. Но она очень сблизилась с командой «Анганак», особенно с нашим координатором Линой.

После вынужденного исхода она переехала к дочери своей младшей сестры в Котайкскую область Армении. Этот дом гостеприимно распахнул свои двери для тикин Лусик и еще 10 родственников разного возраста, насильственно перемещенных из Арцаха. В этом просторном доме для тикин Лусик выделили самую уютную и солнечную комнату. Каждый визит в эту гостеприимную семью превращал наше посещение в целое событие: это был день арцахских воспоминаний, оживленных бесед, непоколебимой веры в возвращение и, конечно же, день восхитительного арцахского гостеприимства.

Тикин Лусик было уже за 90 лет, и она так и не оправилась после перенесенной пневмонии, оказавшись прикованной к постели. Ее часто навещала медсестра Ануш.

Во время всех наших визитов в Котайкскую область мы старались обязательно навестить тикин Лусик. Особенно она радовалась приезду Лины, в шутку называя ее «наша невестка» (муж Лины родом из Шуши). Несмотря на то, что медсестра Ануш была крайне внимательна к тикин Лусик, она все равно часто звонила Лине, прося ее навестить. Наш последний визит был в марте, а в апреле тикин Лусик ушла в мир иной.

В нашей памяти она навсегда останется отзывчивой, жизнерадостной, безгранично верящей в возвращение домой, тикин Лусик.  Да будет земля тебе пухом, бабушка Лусик…