Когда мы готовили статью о тете Соне, она уже была очень больна. Последний раз она посетила офис «Анганака» в 2019 году, 16 декабря, в неожиданно выдавшийся теплый зимний день. Она любила прогулки и в тот день не могла не выйти из дома, чтобы погреться на солнышке и нанести визит в «Анганак». Она знала, что доктор Лиля работает с утра, поэтому сразу после завтрака, одевшись потеплее, пришла в офис.
Мы все были изумлены ее появлением. Тетя Соня только что выписалась из больницы, и в ее 90-летнем возрасте это было похоже на чудо.
– Лиля, а ты меня не послушаешь? – спросила она громким голосом, как это свойственно плохо слышащим, и четко выговаривая в свойственной ей манере каждое слово по отдельности. Тетя Соня подошла к доктору и со слегка приоткрытым ртом ждала ответа. Она всегда приоткрывала рот, когда слушала собеседника, словно пыталась таким манером уловить звучащие слова.
Каждый раз, когда тетя Соня приходила в офис, ее главная просьба заключалась в том, чтобы ей прослушали легкие. Доктор Лиля любезно проводила ее в свой кабинет.
Когда она ушла, доктор сказала: «Поразительно, как она смогла добраться до офиса? У нее выраженная одышка и поверхностное дыхание. Последствия перенесенной пневмонии еще не прошли…»
Тетя Соня ушла домой и слегла.
Мы уже писали о ней в рубрике «В центре внимания», приведя краткую биографическую справку, как она во время Арцахского движения попала из Баку в Степанакерт, и как сложилась ее дальнейшая судьба. Ей всю жизнь пришлось заботиться о своих родственниках, сначала о родителях, потом о сестрах… А потом пришло время, чтобы кто-то позаботился о ней.
Два года назад старший сын сестры – Петя, понимая, что теперь их очередь позаботиться о старой женщине, переехал в Степанакерт. Они жили в мире и согласии до тех пор, пока несколько месяцев назад не ухудшилось состояние здоровья самого Пети. Он отправился в Ереван на обследование и вернулся подавленный. Прогнозы врачей не внушали оптимизма.
Когда тетю Соню выписали из больницы, Петя находился в Ереване на прохождении очередного курса лечения. Но предварительно позаботился о тете, договорившись с сиделкой о дежурстве в ночные часы.
Тетя Соня была лучшей тетей на свете для всех соседей. Они даже устроили своеобразное дежурство, чтобы тетя Соня не оставалась без присмотра. Анна со второго этажа дежурила по понедельникам и пятницам, Рузанна по вторникам и четвергам, а по средам и субботам Арега со своей старшей дочерью Кисой. Сиделка Зина была поражена преданностью этих женщин. По воскресеньям, когда Зина еще находилась у Сони, все собирались пить чай с тётей Соней, которая тогда еще была активной, даже вставала с постели, чтобы своими руками накрыть на стол. Но в последние недели она перестала подниматься и указывала Зине, что ставить на стол.
Тетю Соню часто навещали социальные работники «Анганак» Ермония и Эсмира. С тех пор, как они стали родными для нее, минуло целых семь лет. Тетя Соня, точно так, как и своим заботливым соседям, отдавала им разные поручения, а самое главное – что она хотела бы поесть в этот день. Правда, аппетит у тети Сони уже был не тот, она ела совсем немного, как говорила Зина, как птичка. А бывало, ночью вдруг просыпалась и звала: «Зина-а-а, Зина-а-а!», — в тишине ночи ее голос звучал так громко, что Зина в панике вскакивала и бежала к ней, а та хотела знать, остались ли ей на завтрак принесенные вчера девочками шпроты.
Нескольких дней сердце тети Сони хотело торт «Наполеон», Эсмира позвонила вечером, чтобы узнать, что нужно на следующий день, и Зина сообщила ей, что тетя Соня стала говорить не очень внятно, но, похоже, хочет «наполеон». На следующий день было воскресенье, девочки знали, что в этот день тетю Соню навещают также и соседи, купили выпечку, еще немного сладостей и поехали в гости. Чай уже был на столе, а стол передвинут к кровати тети Сони. Она очень обрадовалась сладостям, даже немного попробовала, а потом попросила Зину передать ей семейный фотоальбом и стала бережно перелистывать его, все спрашивала про Петю, а Петя умер несколько недель назад. Об этом знали все, но тщательно скрывали от тети Сони. Потом она устала, положила альбом под подушку, легла и мирно заснула.
Тетя Соня больше не проснулась, поела свою любимую выпечку, попрощалась с улыбающимися ей с фотографий родными и ушла на встречу со своим безмерно любимым племянником…